Борис Грачевский, создатель детского юмористического журнала «Ералаш»: Я безумно счастливый человек

Бориса Грачевского без труда узнают мальчишки и девчонки, а также их родители. Почти сорок лет он руководит популярнейшим детским юмористическим киножурналом «Ералаш». Когда мы слышим это слово, то живо представляем себе веселые истории, которые готовы рассказать нам авторы «Ералаша». Художественный руководитель и режиссер, продюсер и директор, сценарист самого смешного детского кино Борис ГРАЧЕВСКИЙ – такой же живой и непосредственный, как и те, ради кого выходит «Ералаш». В этом убедился  специальный корреспондент «Подмосковья» Леонид ГУРЕВИЧ.

– Борис Юрьевич, вы ведь с самого детства на сцене.
– С шести лет я выходил на сцену подмосковного дома отдыха «Полушкино» вместе с отцом, Юрием Максимовичем. Он работал там массовиком-затейником, был замечательным конферансье, настоящим человеком-праздником. Несколько лет мы работали с ним номер – угадывание мыслей на расстоянии. Секрета, как это делалось, не раскрою, но скажу, что после каждого представления буквально рыдал от нервного напряжения. Я в большей степени и похож на отца, чем на маму, которая всегда была воплощением спокойствия.
– Вы как-то сказали, что мама вас с детства закаляла.
– Это правда. Она чуть ли не с моего рождения всегда, в любую погоду гуляла со мной на улице, я мог зимой спокойно ходить по снегу, растираться им, так что практически не простужался. Как-то мы с другом, сыном композитора Бориса Мокроусова Толей, зимой провалились по пояс в каком-то узком канале. Кое-как удалось выбраться, и пока дошли до дома, оба покрылись ледяной коркой. Со мной ничего не случилось, наутро я, как ни в чем не бывало, отправился в школу. А вот мой товарищ мало того, что заболел, так ему еще и влепили по первое число.
– Но почему вас сначала занесло в механический техникум?
– Потому что в середине шестидесятых все мальчишки и девчонки буквально бредили космосом. Вот я и поступил в Королевский механический техникум, где тогда образование было даже лучше, чем в ином институте. Другое дело, что мне потом это так и не понадобилось.
– Произошла переоценка ценностей?
– После службы в армии понял, что если в своей жизни ничего не изменю, так и буду каждый день ездить на электричке в конструкторское бюро и сидеть там с десяти до шести. И так стало скучно… Попросил отца помочь устроиться на работу в кинематограф.
– И как, помог?
– Конечно! Устроил грузчиком на киностудию имени Горького. Моему счастью буквально не было предела. Для меня это был шанс.
– Как же вы его использовали?
– Через восемь месяцев попал администратором к Александру Артуровичу Роу на съемки картины «Варвара-краса, длинная коса». Там снимались поистине великие артисты – Георгий Милляр, Александр Хвыля, Анатолий Кубацкий, Борис Сичкин, Михаил Пуговкин… Это было такое великое счастье – быть рядом с такими необыкновенными артистами. А гениальный режиссер стал моим творческим учителем.
– Вы даже снялись в этой картине…
– Точнее, сняли мой палец, который грозил во весь экран. Он появляется под фразу: «Должок!»
– Вам пришлось потом работать и с другими замечательными мастерами.
– Сначала были еще две картины вместе с Роу – «Золотые рога» и «Финист – Ясный сокол». С Марком Донским посчастливилось работать над картиной «Надежда». С Василием Шукшиным начинал запускать фильм «Я пришел дать вам волю», помогал ему в «Печки-лавочках». До «Ералаша» были и многие другие картины. Кстати, когда пришел на киностудию, сразу же поступил во ВГИК. Правда, учился там… двадцать три года. Кстати, мой диплом до сих пор находится во ВГИКе, я его так и не забрал…
– А с чего начался «Ералаш»?
– С обращения тогда еще никому не известной слушательницы высших режиссерских курсов Аллы Суриковой. Она написала, что раз существует киножурнал для взрослых «Фитиль», то почему бы не сделать и киножурнал для детей. Идея какое-то время побродила по чиновничьим кабинетам, а потом ее «спустили» на студию имени Горького, где замечательный драматург, удивительный писатель Александр Хмелик и ваш покорный слуга начали ею заниматься. Кстати, мы сразу предложили свое название – «Ералаш». Его придумала дочка Александра Григорьевича Маша, которая в то время училась в седьмом классе. Сейчас к этому слову все уже привыкли, а тогда оно было встречено с долей скепсиса. Мол, начнут говорить, что не журнал, а какой-то ералаш… Но ничего, сумели уговорить… Вместе с Хмеликом сочинили песенку «Мальчишки и девчонки, а также их родители…». Первый выпуск имел просто оглушительный успех. Нас обласкали и зрители, и критики. С тех пор прошло тридцать девять лет.
– Как сложилась жизнь Маши Хмелик?
– Замечательно! Мария Александровна – известный драматург, профессор ВГИКа, у нее своя мастерская. Кстати, именно она стала автором сценария нашумевшего в свое время фильма «Маленькая Вера».
– Кинематографисты жалуются на то, что никто не дает денег на детское кино. А как же вам удается держаться на плаву?
– Так деньги надо не просить, а самим зарабатывать  Мы, например, большую часть прибыли вкладываем в производство новых выпусков, все оборудование у нас самое современное, допотопной техникой не пользуемся. Отдаем своей работе, как говорится, душу и сердце. К тому же нам помогает и государство.
– Правда, что все дети, которые снимаются в «Ералаше», называют вас кинопапой?
– Правда. Еще называют дядя Боря «Ералаш», а один из моих любимцев –  Александр Головин обращается Борис Грачевский. Словом, кому как нравится.
– Как попадают к вам юные артисты?
– У нас есть специальное актерское агентство «Ералаш», которое помогает находить талантливых детей. Для некоторых из них участие в «Ералаше» становится ступенькой для настоящей карьеры. Для других это яркое, необычное детство.
– С какого возраста ваши актеры «уходят на пенсию»?
– Тут все зависит, кто как выглядит. Чаще всего прощаемся с ними лет в тринадцать-четырнадцать. Хотя тот же Саша Головин недавно снялся в роли ученика выпускного класса.
– Вы интересуетесь тем, как складывается дальнейшая судьба детей?
– Конечно, по возможности интересуюсь. Федя Стуков, к примеру, стал режиссером и сам снял у нас пару очень смешных «Ералашей». Помните его? Он сыграл Тома Сойера. Федя также успел снять картину «Восьмидесятые», куда взял нашу «выпускницу» Аню Цуканову. Сережа Лазарев, Влад Топалов, Наташа Ионова (Глюкоза), Юля Волкова, бывшая «татушка» – тоже из наших, так же как и Настя Сиваева (одна из героинь «Папиных дочек»), Миша Казаков (Полежайкин). Я могу только радоваться тому, что талантливые дети пробились и доказали свой талант.
– Трудно ли работать с детьми?
– Скажем так, работать с детьми легко, другое дело, что трудно найти тех, с кем легко работать. Искать приходится долго. Мы все проверяем, потому что все имеет значение. Даже, к примеру, физическая сила. Надо понять, как ребенок выдержит съемочный процесс. «Батарейки» у всех разные: раз – и завод закончился. Это вообще очень важно – выносливость артиста.
– Ваши артисты «звездной болезнью» не болеют?
– Бывает, что и болеют. Но мы их вовремя останавливаем, знаем, когда надо дать нужную «таблетку».           
– У вас есть какие-то хитрости, которые применяете на съемках, к примеру, с животными?
– У Александра Роу был замечательный дрессировщик Георгий Алексеев, который работал на всех его картинах. Как-то он поручил своему ассистенту снять сцену, в которой ворон должен каркнуть во все воронье горло: «Куда идешь?» У ассистента долго ничего не получалось. А по тем временам пленка стоила бешеных денег, не могли ее переводить просто так. Позвали Алексеева. Тот пришел, взял ворона, засунул его клювом себе подмышку и спросил: «Камера готова?» Услышав утвердительный ответ, подер­жал клюв ворона зажатым и отпустил его. Ворон с испугу стал открывать рот, и получилось, что он будто говорит. Так что дрессура животных – это отдельная тема разговора.
– В «Ералаше» всегда импонирует сжатая до предела драматургия. Сколько длится один сюжет?
– Две – две с половиной минуты. «Ералаш» всегда учил и учит ребят хорошему, несмотря на то, что он хитрый и ядовитый. Есть гениальный анекдот, который точно соответствует позиции нашего журнала. Сидят на крыше две девочки – добрая и злая. Плюют на прохожих и соревнуются, кто самый меткий. Злая попала три раза, добрая – шесть. Вывод: добро всегда побеждает зло.
– В «Ералаше» бывают реальные истории из жизни?
– Конечно, попадают какие-то наблюдения. Я сделал один сюжет из истории своего детства. Когда дети шипят на перроне. Электричка, когда двери закрываются, шипит по-особенному. Мы шипели на перроне, и пассажиры бросались в вагоны. Говоря по-современному, это был наш прикол.
– Есть вещи, на которые у вас строгое табу?
– На всякие грязные слова, слова-паразиты. Категорически!
– Сюжеты, которые снимаются сегодня, отличаются от тех, что были пять, десять, пятнадцать лет назад?
– Конечно, отличаются! Изменились дети, они совершенно другие. И «Ералаш» тоже абсолютно другой. Нынешней молодежи сейчас нужно совсем другое, не то, на чем выросли их родители, у них иная психология. В «Ералаше» сейчас и редактор, и авторы, и режиссеры молодые. И нынешний киножурнал детям очень нравится.
– Работая с детьми, с кем вы можете себя сравнить – с любящим отцом или с Карабасом-Барабасом, у которого все дети ходят по струнке?
– Я скорее любящий Карабас-Барабас. Потому что очень требователен и строг с детьми, которые работают с нами, и они об этом прекрасно знают. Очень строг! И вместе с тем я их обожаю!
– Как профессиональные актеры уживаются на площадке с детьми?
– Да нормально уживаются. У нас в журнале снимались Максим Галкин и Светлана Крючкова, Дмитрий Нагиев и Стас Садальский, Филипп Киркоров и Виктор Павлов, Олеся Железняк и Елена Санаева, Вера Васильева и Людмила Иванова, Влад Галкин и Борис Химичев, Николай Фоменко и Алексей Булдаков, Лев Дуров и Валерий Гаркалин, многие другие. Поверьте, никого особо не надо уговаривать.   
– Вы сами снимаетесь в «Ералаше»?
– Очень редко. Вот сыграл как-то джинна, который появляется из бутылки, что-то еще.
– Зато ваш голос звучит едва ли не в каждом выпуске.
– Верно, в озвучке участвую часто. Моими голосами обычно говорит всякая нечисть: вампиры, скелеты, Бабы Яги. С особым удовольствием озвучиваю попугаев.
– ЧП на съемках случаются?
– За детей мы отвечаем головой, каждая сцена десятки раз просчитывается. За техникой безопасности следим даже в мелочах.
– А Геннадий Хазанов у вас чуть не сгорел.
– По сюжету в кадре сначала происходил взрыв, потом появлялся Хазанов. Так вот, огонь по команде ассистента вспыхнул, дым появился, камера движется, кричим: «Гена, вылезай!» А он не появляется. Мы все кинулись к месту взрыва и увидели Хазанова, на котором горел костюм. Пламя удалось потушить. К счастью, сам Хазанов не пострадал.
– Как вы считаете, остроумие – качество врожденное?
– Скорее всего. Зато любовь к смешному – благоприобретенное. У меня, например, обостренная тяга к юмору, к забавным ситуациям, анекдоты обычно запоминаю сходу. Когда вижу, что люди смеются, испытываю громадное удовольствие.
– Благодаря «Ералашу» вас знают как веселого и жизнерадостного человека. Что вас подтолкнуло на создание такого серьезного, непростого фильма, как «Крыша»?
– Меня привлек серьезный, острый сценарий о трагической истории трех девочек. Он на меня очень сильно подействовал. Правда, когда начал работу над фильмом, понял, что он все-таки адресован не детям, а взрослым. И тогда мы сделали в сценарии другой акцент, ввели взрослых персонажей. Так возникла главная мысль нашей картины: родителям надо быть внимательнее к своим детям, иначе те могут оказаться на краешке крыши. Я долго мучился над сценарием картины, никак не мог придумать финал. Ни одна из версий мне не нравилась. Измучился неимоверно, пока вдруг однажды проснулся и решил, что просто не дам этим девочкам умереть. Вот не дам – и все! В жизни финал ведь был черный, но жизнь-то не черно-белая. И вот что интересно: я считаю этот фильм «взрослым», а различные организации просвещения и образования настойчиво предлагают «Крышу» показывать старшеклассникам. Хотя вообще-то мы старались, чтобы он был понятен всем. И считаю, что мы сняли кино, в котором только настоящие чувства и переживания людей. На съемках мы все, и дети, и взрослые, говорили на одном языке. Слезы, которые в кадре льются у детей, тоже самые настоящие. Там нет фальшивых интонаций и фальшивых фраз.
– Борис Юрьевич, в вашей личной жизни в последние годы произошли большие перемены.
– Действительно, я женился во второй раз. И хотя у нас с Аней большая разница в возрасте, мы ее не чувствуем. Она говорит, что ей со мной интересно, она сама человек творческий, окончила режиссерский факультет, кстати, помогала на съемках «Крыши», была моим первым ассистентом. Успела поработать и в «Ералаше». Жена на телеканале «Юмор-ТВ» ведет передачу, и у нее это неплохо получается. Семь месяцев назад я вновь стал отцом. Василиса – мой третий ребенок.
– Где вы познакомились с Анной?
– На предпремьерном показе картины «Стиляги» группа девушек, среди которых была и она, танцевала на сцене. Я увидел ее и сразу же влюбился. Правда, жениться побаивался, все-таки слишком большая разница в возрасте. Но сыграла свою роль ее огромная любовь ко мне. 
– Вы хорошо смотритесь вместе. Кому из вас больше повезло?
– Ну и хитрый вопрос вы задали. Думаю, что больше все-таки повезло мне. На старости лет заполучить такую красавицу-жену, которой постоянно любуюсь. Аня – человек думающий, много читающий. И еще – ничего не боящийся. Когда мы с ней были в Лас-Вегасе, она прыгнула с башни высотой 235 метров вниз. Потом говорила, что это огромное счастье – чувствовать себя, как птица, в свободном полете. Правда, я в это самое время просто трясся от ужаса за нее.
– Вы ведь посвятили жене свой альбом с песнями.
– Я действительно запел. Записал альбом, который назвал просто – «Я тебя люблю». Аня тоже приготовила мне подарок – втайне от меня издала книжку «Идущий по солнечной стороне жизни». Она целый год собирала мои самые интересные, на ее взгляд, высказывания из разных интервью, фотографии. Книгу снабдила очень трогательным предисловием. Она вообще очень любит сюрпризы. Однажды на Новый год завязала мне глаза и попросила не снимать повязку. Я сидел и ничего не понимал. И вдруг зазвучали скрипка и пианино. Я аж подпрыгнул на месте. Оказалось, Аня пригласила музыкантов, которые исполнили для меня произведения моих любимых композиторов. Для меня это было таким потрясением!
– Вы считаете себя счастливым человеком?
– Я безумно счастливый человек. Потому что мое хобби – это моя работа. Счастье – в созидании, в том, что ты видишь результаты своего труда, приносишь окружающим радость, пусть даже на несколько минут. Еще я счастлив, потому что у меня замечательная семья. 
 

 
По теме
Администрация Дмитровского городского округа Московской области информирует о проведении объектовой тренировки по отработке алгоритма по действиям руководства, работников,
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Специалисты и техника готовы к устранению подтоплений в Рузском округе - РузаРИА По поручению главы Рузского городского округа Николая Пархоменко первый заместитель главы Виталий Пархоменко провёл оперативное совещание по предотвращению подтоплений на территории Рузского городского округа.
РузаРИА