«В Гжели все держится на женщинах»: как производят всемирно известный фарфор в Подмосковье

Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Изделия, прошедшие фуксиновый контроль
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Производство гжельского фарфора
Фото: mosreg.ru
Источник: ©, Николай Корешков

Гжельский фарфоровый завод, который располагается в Раменском районе, ведет свою историю еще с 1818 года. Сегодня это крупнейшее предприятие Московской области по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью. Каждый день здесь выпускают порядка 1000 товаров – это и посуда, и вазы, и декоративные фигурки. Корреспонденты официального портала правительства Московской области пообщались с главным художником завода Сергеем Михайловичем Симоновым и узнали, что общего у производства фарфора с сельским хозяйством, какие этапы предшествуют появлению знаменитых сине-белых изделий и как выглядела дореволюционная гжель.

Производство полного цикла

Производство гжельского фарфора , который во времена СССР стал предметом особой гордости его обладателей, располагается на двух этажах. Здесь осуществляются все его этапы – от заливки форм до итогового обжига изделия. Гжельский фарфоровый завод – предприятие полного цикла, все материалы, которые необходимы для производства, делаются здесь же местными мастерами – это и сам жидкий фарфор (шликер), и формы, и глазурь.

«Производственные риски такие же, как в сельском хозяйстве. Только там все зависит от погоды, а у нас от степени влажности, запыленности, освещенности», – рассказывает Сергей Симонов.

Формируют первоначальный вид будущего изделия литейщики. Именно они заливают шликер в гипсовые формы, выдерживая его определенное время.

Источник: ©, Николай Корешков

«Каждая литейщица знает, какой именно ассортимент содержится в форме. У нас ведь все формы похожи, и запомнить, в какой форме тот или иной ассортимент, почти невозможно. Нужно иметь сноровку, привычку и знание свойств материала – маленькое или крупное изделие ведет себя по-разному. Нужно знать, какую толщину выдержать при отливке», – рассказывает главный художник завода Сергей Симонов.

Каждый литейщик еще и скульптор, потому что изделие приходится собирать из отдельных частей.

После отливки изделия должны высохнуть, а уже после сушки они поступают к оправщикам. Задача оправщика убрать все швы, сделать заготовку гладкой и аккуратной. Оправленное изделие отправляется в печь на обжиг при температуре 850–900 °С, после которого оно становится чуть прочнее, чем просто высушенное, но все же еще достаточно хрупкое.

Источник: ©, Николай Корешков

После обжига в печи изделие нужно проверить на отсутствие микротрещин. На Гжельском заводе для этого используют фуксиновую краску розового цвета. Когда изделие опускается в фуксиновый раствор, выявляются различные дефекты – трещина темнеет, а вокруг нее остается выбеленный участок. После второго обжига эта краска выгорит.

Источник: ©, Николай Корешков

После фуксинового контроля качественные изделия маркируют: на дне ставится печать окисью хрома зеленого цвета с изображением местной старообрядческой церкви и года начала промысла – 1818. Изделия, не прошедшие контроль, перемалывают в пыль. Из нее снова делают фарфоровую массу, поскольку свойства не теряются.

Маркированные изделия попадают на стол к художникам – именно от них зависит, как будет выглядеть чашка, салатник, снеговик или ваза. Художников на заводе около 40: есть те, которые специализируются на определенном виде живописи, а есть универсалы.

По словам Сергея Симонова, художники имеют разную квалификацию – кто-то выпускник художественного вуза, а кто-то самоучка, и его готовили прямо здесь, на фабрике.

«У каждого живописца свой ассортимент. Сегодня они расписывают супники, а завтра глазки-носики у снеговиков. Есть художники, которые рисуют по своим собственным эскизам. Работает у нас и художник, который пишет пейзажи. Он основоположник этого стиля в гжели», – отмечает Симонов.

Источник: ©, Николай Корешков

На этапе росписи имеет значение любая мелочь, нужно уметь прогнозировать, каким выйдет изделие из обжига – от этого зависит, какой плотности кобальт наносить на изделие.

Многие считают, что гжель – это исключительно бело-синие изделия, однако так было не всегда. Дореволюционная гжель была цветной, а изделия, покрытые только кобальтом, появились лишь после Великой Отечественной войны в 1946 году. Причина этого проста – нехватка средств, а использование кобальта было самым дешевым вариантом производства. Сейчас на заводе выпускают и цветную, и бело-синюю гжель.

Источник: ©, Николай Корешков

После росписи на изделии ставится подпись художника и дата выпуска. На следующем этапе – глазуровке, изделие целиком опускают в глазурь, и рисунок полностью исчезает. Изделие в глазури отправляют в печь на итоговый обжиг при 1350 градусах. После этого кобальт станет синим, а глазурь – прозрачной.

Источник: ©, Николай Корешков

На Гжельском фарфоровом заводе чтят традиции и сохраняют исторический ассортимент. Одни из самых старых вещей – это пивная кружка 1986 года, чайник «Вдохновение» из 1980-х, штоф «Осетр». В 1960-е годы огромной популярностью пользовалась чернильница-непроливайка, ее изготавливают и сейчас, но только на заказ.

Самый популярный товар к Новому году – фарфоровые снеговики и елочки. Гжельский снеговик тоже впервые появился в 1980-х годах – именно он был главным призом «Известий» на соревнованиях по хоккею в 1986 году.

Источник: ©, Николай Корешков

Спортивная тематика имела продолжение при подготовке к Олимпиаде в Сочи в 2014 году, следующий этап – чемпионат мира по футболу 2018 года. На заводе подготовят различные фигурки: мячи, бутсы, футболистов.

Художественные промыслы Подмосковья: от матрешек и фарфора до елочных игрушек>>

Ручной труд и автоматизация производства

Роспись изделий на Гжельском фарфоровом заводе осуществляется полностью вручную, но автоматизация не обошла и это производство. Так, на заводе есть несколько машин для литья, с помощью которых удается создавать большие формы простых изделий: кувшины, салатники, штофы, чашки. Мелкие детали – ручки у чашек, детали у штофов – работники завода прикрепляют вручную.

На заводе есть и советские станки тридцатилетней давности, и новые. Самая новая литейная машина куплена во Франции, часть затрат на ее покупку было возвращено заводу в качестве субсидии.

Источник: ©, Николай Корешков

«Большая доля у нас все же ручного труда, особенно женского. Формовка и литье осуществляется женщинами – на них все в Гжели держится», – говорит Симонов.

По его словам, на предприятии остро ощущается дефицит квалифицированных кадров. Эту проблему сотрудники завода пытаются решать самостоятельно: берут на стажировку молодых людей и обучают их тонкостям промысла. Сейчас на заводе усиленно ищут главного технолога, химика-экспериментатора, который будет создавать новые рецепты гипса и глазури.

Успех из-за разбитого чайника

Сначала бело-синяя гжель, которая появилась в послевоенное время, большим успехом не пользовалась – изделия продавались в хозяйственных магазинах и особым спросом пользовалась разве что чернильница-непроливайка. С увеличением ассортимента начал расти и покупательский спрос, однако бум на гжель произошел благодаря случайности.

О ней громко заговорили лишь в 1976 году, и все из-за чайника, разбившегося в прямом эфире. Эльдар Рязанов в передаче «Кинопанорама» подарил японскому режиссеру Акире Куросаве гжельский самовар с чайником сверху, который тот разбил, неудачно повернувшись. Рязанов пообещал ему «привезти новый чайник из Гжели». С этого момента началась мода на гжель, и к Олимпиаде-80 она уже стала коллекционным атрибутом.

Сейчас в ассортименте завода более 600 наименований, и постоянно появляются новые.

«Несмотря на то, что это малодоходное производство, его нужно развивать – ведь оно часть нашей народной культуры. Если у человека дома есть предметы народного искусства, у него перед глазами постоянно находится напоминание о том, откуда он родом», – заключает главный художник завода.

Виктория Кулагина

из 7
 
По теме
28 марта в Центре детского творчества (здание "Одиссея") в формате литературной гостиной прошёл заключительный этап муниципального конкурса литературного творчества "Плетение словес" в рамках открытого детско-юношеского
30 марта Арткоммуналка приглашает на кураторскую экскурсию и встречу с автором проекта THE KOLOMNIST - междисциплинарным художником из Калининграда Александром Дубровским.
«Житель г. Зарайска осужден за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения» Зарайский городской суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении В. Он осужден за совершение преступления,
Город Зарайск
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
В Московскую областную детскую клиническую травматолого-ортопедическую больницу (МОДКТОБ) бригадой скорой помощи был доставлен 5-летний мальчик с сильными болями в области бедра.
MosRegToday.Ru
В Долгопрудном прошла коллегия по вопросам парковочного пространства - Единая Россия Долгопрудный Секретарь местного отделения партии «Единая Россия», глава г.о. Долгопрудный Владислав Юдин провел коллегию, темой которой стала острая для городского округа проблема - брошенные машины во дворах.
Единая Россия Долгопрудный
ПЕВЕЦ МАЛОЙ РОДИНЫ - Газета Видновские Вести Любители поэзии хорошо знают, что певец природы Подмосковья Евгений Зубов, которого часто называют Есениным Видновского края, родился 26 марта 1942 года, жил в дер.
Газета Видновские Вести