Павел Любимцев, актер и чтец: Полагаю, что все мои телевизионные дела закончились

Персона

17 марта в подмосковном Концертном зале «Барвиха Luxury Village» с программой «Рассказы о животных» выступит Павел Любимцев. В этот вечер дети услышат увлекательные рассказы Виталия Бианки («Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать», «Заяц-всезнаец») и Константина Паустовского («Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Последний черт»). Корреспондент «Подмосковья» Наталия МАРГИЕВА встретилась с Павлом ЛЮБИМЦЕВЫМ в Международном доме музыки, где у него также прошел чтецкий концерт.
 

Литературные вечера - самый любимый способ общения Павла Любимцева со зрителем. И тот отвечает ему неподдельной взаимностью. Самые маленькие слушатели покатывались от хохота, а ведь не секрет, что  детская аудитория – это «лакмусовая бумажка» для артиста. Дети из вежливости слушать не будут и вовлекутся в процесс только тогда, когда им действительно интересно.
Широкой публике Любимцев известен как ведущий телепрограмм «Путешествия натуралиста» и «Городское путешествие», но литературная эстрада и преподавание в театральном институте (Любимцев – заведующий кафедрой мастерства актера в Щукинском вузе) – два основных его занятия. А все остальное – прилагается.
- Павел Евгеньевич, вы один из немногих современных артистов, выступающих  с чтецкими программами. Сложный жанр…
- Замечу, он присущ только русской культуре XX столетия. Нигде в мире ничего подобного не существует. Вот такой эксклюзив. Почему это так – тайна. И это тайна, определяемая не только особенностями русского актерского исполнительства, но и потребностями зрителя. Почему-то в России существует большое количество зрителей, которым нужно нечто серьезное, иначе все было бы невозможно. Сейчас чтецкое искусство очень камерное. Это такой тоненький ручеек, мало кто занимается  этим видом деятельности. Но не будем торопиться с выводами, может, что-то еще и вернется. Во всяком случае, чтецкие концерты в зале им. П.И. Чайковского, а это почти две тысячи зрителей, часто проходят при полном аншлаге.
- Вы всегда излучаете оптимизм – как вам это удается?
- Даже и не знаю, как ответить на этот вопрос – он довольно трудный. Вероятно, так легче жить. Но это как-то не  специально получается. Надо отметить, что я оптимист стихийный. Это качество у меня от природы, от родителей. Мне кажется, что изначально надо относиться к жизни позитивно. Но я не имею склонности во всем в жизни видеть лишь хорошие стороны; есть жизненные явления, к которым я отношусь резко и негативно. Я не все люблю. И не всех.
- На ваших выступлениях в зале смех. И хочется у вас спросить о природе смешного. Согласны с тем, что юмор – это данность? Он, как лысина, или есть,  или нет.
- Да, действительно, чувство юмора приобрести очень-очень трудно. Можно накачать мышцы, изучить высшую математику и историю искусств, а вот с юмором это почти невозможно. Но я себя не считаю человеком остроумным. Ведь такой человек  прежде всего  умеет импровизировать. И настоящее остроумие не имеет отношения к анекдотам. Анекдоты – шутки готовые, а вот сочинить шутку сразу, оценить забавную ситуацию с ходу, очень трудно. И мне это не очень свойственно.
- «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак», - известное изречение. А вот какие-то качества у животных возможно перенять?
- Нет, животные и люди – это разные миры. Наше желание очеловечить животных – совершенно ошибочное. Мы, например, говорим - «волчий аппетит», имея  в виду человека, который жадно и невоздержанно ест, но волк-то ест очень деликатно – у него узкие челюсти и он никогда не глотает большими кусками. Так что совершенно неправильно награждать волка неумеренным желанием есть. А вот козе такой эпитет как раз очень подходит: если она пасется бесконтрольно, то способна превратить в пустыню цветущий край. Так, кстати, произошло в арабских странах и на севере Африки – на этих территориях козы просто съели все леса. Или еще есть устойчивое выражение – «труслив,  как заяц». А заяц вовсе не труслив. А вот шутливое «слон в посудной лавке» тоже к  реальному слону отношения не имеет. Известен случай, как один бизнесмен для своей рекламы посудного магазина привел туда слона. И он в тесной обстановке среди хрупких и ломких предметов повел себя очень аккуратно. Деликатно двигаясь, ничего не подавил. А вот пришедшая глядеть на это публика подавила много чего…
  - Как вы думаете, доросло ли наше общество до понимания того, что зоопарк – не увеселительное заведение, а природосохраняющее?
- В наших зоопарках, например,  в Московском, работают удивительные люди. Самоотверженные и высокопрофессиональные. Вход в Московский зоологический парк мне всегда представлялся Вратами рая. Такая у меня формулировка – ни более, ни менее. Главная проблема наших зоопарков – отсутствие денег. Это же дело дорогое, затратное, не приносящее больших доходов. В свое время мэр Москвы Юрий Лужков для «Эдема на Красной Пресне» много чего сделал: при нем провели реконструкцию зоопарка, работники стали получать хорошие зарплаты. Сейчас, к сожалению, все стали урезать. А специалисты там просто замечательные. Зоопарки вообще помогают многим животным существовать. Скажем, лошадей Пржевальского долго не было в природе, а в настоящее время их опять пытаются расселить в Монголии. А благодаря зоопаркам эти дикие лошади сохранились как вид. В наше время, когда «гомосапиенсы» безжалостно уничтожают окружающую среду, а значит, зверей и птиц, зоопарки становятся ковчегами премудрого Ноя. Если каждой твари в мире останется хотя бы по паре, дело не безнадежно…
- В своей книге воспоминаний вы замечаете, что самое заковыристое место в жизни – промежуток между молодостью и старостью.
- Да, юность и старость содержательны сами по себе. К примеру, я не могу оторваться от рембрандтовских старушек и старичков – они кажутся необыкновенными. А вот насколько интересен человек в период зрелости, уже зависит от того, что он из себя представляет. Здесь, в среднем возрасте, он как раз и виден.
- Вы  как-то в одном интервью посетовали: современные спектакли – муровые. Отчего так происходит?
  - Эта тема очень болезненная. Я думаю о судьбах выпускников театральных вузов: куда они пойдут? И это очень большой вопрос, потому что сейчас много чего в театре ужасного: дилетантского, циничного и нахрапистого. Основные источники моей неизбывной тоски – стремление к дешевому успеху любой ценой и отсутствие профессионализма. И дело не во мне – я в конце концов на ничего не стоящие спектакли, скорее всего, не пойду. А вот  что делать молодым артистам, попадающим в руки к режиссерам, которые не умеют работать профессионально? В этом беда. Вместо режиссерского анализа и разбора у современных режиссеров часто есть желание наворотить бог знает что. Но не обязательно, что достойная работа получается лишь у режиссеров преклонного возраста. Вовсе нет. Я очень люблю, например, и высоко ценю молодого режиссера Юрия Бутусова. Он совсем недавно поставил в театре им. А.С. Пушкина спектакль «Добрый человек из Сезуана». Отличная постановка – и по исполнению, и по проникновению в авторскую стилистику. Или Римас Туминас в театре Вахтангова порадовал спектаклем «Евгений Онегин». Так что не все так уж беспросветно.
Театру никогда не придет конец. В России существует Государственный репертуарный театр, наше главное достояние. Да, руководитель труппы должен постоянно с ней работать, растить, направлять в новое русло своих актеров. И спектакли должны иметь возможность идти не пять-шесть раз, а сто. Но если говорить о форме существования театра, то лучше, чем репертуарный театр, ничего больше нет. Это все западные специалисты, приезжающие к нам, понимают. А мы, к сожалению, этого богатства не ценим. Ну а говорить о том, что коммерция пошатнет театральные устои – смешно. Антреприза почти ничего серьезного не предложила за время своего существования,  там художественных достижений очень мало.
- Как относитесь к своей популярности?
- Ну, скажу так: меня не слишком часто узнают. «Идентифицируют» меня больше по голосу, чем по внешности. Но в памяти мимолетные встречи на улицах, которые значат для меня многое. Люди благодарят не просто за то, что я гладко разговариваю в телепередаче, а за то, что доношу занятные сведения до зрителя. Среди потрясших меня случаев – встреча с водителем-узбеком, который, вспоминая «Городское путешествие» (программа, бесменным ведущим которой был Любимцев – Ред.),  процитировал… Василия Львовича Пушкина! Подчеркиваю: не Александра Сергеевича, а его дядюшку, домик которого в Москве на Разгуляе мы посетили в одном из выпусков программы.
«Люблю по моде одеваться/ И в обществе приятным быть, / Люблю любезным я казаться, /Расина наизусть твердить…»
Мой простодушный ташкентский поклонник рассказал, что, услышав эти строчки в нашей передаче, он немедленно позвал сына и призвал его поступать в жизни именно так!
  - Телевидение принесло вам широкую известность, хотя вы не раз говорили о том, что оно вам категорически не нравится. А вам приходилось слышать: «Вы - не наш формат?»
- Да, такое было. А однажды услышал и такое: «Нравится ваша передача, и как вас туда пустили?!» Хочу подчеркнуть, что всегда на вопрос о том, работаю ли я на телевидении, я отвечал: «Я не работаю на телевидении, я делаю свою программу. А это не одно и то же».
-  До каких стран и уголков вы пока не добрались, но побывать там страсть как хочется?
- Мне очень часто задают вопрос: «Вы наверняка весь мир объездили?» На каком-то этапе я стал вести подсчет стран, городов и зоопарков, где удалось побывать вместе со съемочными группами «Путешествий натуралиста» и «Городского путешествия». Так вот, точное количество стран, которые мы посетили, - 55. И теперь отвечаю журналистам: «Нет, объездил не весь мир». А ваш вопрос прокомментирую так: много ездить я никогда особо не хотел. Не было у меня таких мыслей. Вот так выпало…  Сейчас полагаю, что все мои телевизионные дела закончились.
  - Почему?
-  Ну… Вернемся к этому разговору лет через десять. И вы увидите, что я был прав.       
- Мне как-то удивительно было прочитать отзыв о перспективах вашей актерской карьеры, полученный от вашего учителя Альберта Григорьевича Бурова, который вас подготавливал к грядущим трудностям. Мол, роли вам уготованы небольшие – сыграете повара-туркмена в комедии про геологов, что-то в сказке, да и все…  Но на литературных концертах зритель испытывает удовольствие прежде всего от вашего артистизма!
- Ну  я себя неплохо знаю… В начале пути был актером очень специфическим – комик, для меня ролей находилось мало. И я прекрасно понимал, что устраиваться в театр мне будет очень трудно. И поступление в Ленинградский Академический театр комедии считаю  огромным везением. Мог бы вообще никуда не устроиться. Человек с моими данными более востребован, когда вступает в солидный возраст, а в юности такие мало нужны.
- Для вас мама была бесконечно любимым человеком, самым главным в жизни.  Спустя четыре года после ее смерти та «зияющая свобода», поселившаяся у вас в душе, уходит?
- Вы знаете, она немного изменилась. Весь прошлый год я серьезно болел – перенес инфаркт, а потом – серьезную операцию на сердце. И вот после этого ощущение внутренней пустоты несколько успокоилось. Пришло понимание, что жизнь в 55 лет не заканчивается…




 

 
По теме
Российские исполнители записали альбом в поддержку пострадавших в теракте в «Крокусе» - РТВ-Подмосковье Фото: istockphoto / batuhan toker Российские певцы записали альбом с композициями Муслима Магомаева в поддержку пострадавших в теракте в «Крокусе», передают в социальной сети «ВКонтакте».
РТВ-Подмосковье
Ружанам - о месячнике - Рузский городской округ 25 марта в Московской области стартовал месячник «Белая ромашка». В течение месяца можно получить консультацию врача-фтизиатра в 301-м кабинете поликлиники в Рузе с 8.00 до 13.00 часов без предварительной записи.
Рузский городской округ