Неизвестная Русская История. Волочаново. Гайдебуров.



В ноябре-декабре 2011 года организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий связанных с 500-летием деревни Волочаново (Шаховской район, Московская область) размещает в средствах массовой информации серию очерков посвященных истории нашей деревни.

Серия очерков с фотографиями (некоторые фото, полученные из архивов знаменитых русских семей ни когда не публиковались) имеет общую рубрику "Неизвестная Русская История".

Малоизвестная сегодня русская деревня Волочаново, в 19 веке представляла собой довольно крупное село Волоколамского уезда Московской губернии.

По данным генерального межевания 1805 года «земельный надел» села Воскресенского Волочаново с сельцами Борисовкой, Малиновкой, Рябиновкой, хуторами Варваринским, Васильевским, Сергиевским, Борисовским составлял по всей окружной меже удобной и неудобной земли 6352 десятины 484 квадратных саженей, а за исключением неудобных мест удобной земли 6314 десятин 1399 саженей. В село входило 210 дворов, в которых проживали 734 мужчины и 819 женщин.

Широко раскинулось село Воскресенское Волочаново, широко – по-русски. Повезло сельчанами с хозяевами села Шереметевы, Римские – Корсаковы, Голицыны. Эти знаменитые русские фамилии в своей жизни слышал, наверное, каждый русский человек, а фот фамилия Гайдебуров, сегодня, кроме тех, кто занимается культурой, искусством, театром, уже мало, что говорит.

Павел Павлович Гайдебуров, народный артист РСФСР (1940 г.), лауреат Сталинской премии (1952 г.), создатель Передвижного драматического театра в Санкт-Петербурге (1903 г.) – получившего международное признание и вошедшего в почетный список «100 великих театров мира».

Все было в жизни Павла Павловича: удачи и неудачи, взлеты и падения, но талант достойно прошел свой жизненный путь и в очень непростое для русской земли время.

Но если бы в жизни этого удивительного человека, когда-то в 1900 году не было села Волочаново и не было встречи с Софьей Карловной Римской – Корсаковой, то не известно узнала ли бы русская земля такого актера и организатора как П.П.Гайдебуров.

А.А. Римский Корсаков пишет в своих воспоминаниях: «Сама Софья Карловна очень любила театр. Друзья в то время звали её уменьшительно – ласкательно Соня Мекк. Успех Сони Мекк на любительской сцене в Петербурге в сезон 1899-1900 гг. породил в ее экспансивно настроенной голове довольно интересную мысль: создать театр в деревне, чтобы нести в гущу деревенской массы семена культуры. Одним словом: "Сейте разумное, доброе, вечное - сейте!".

Обставлено это начинание было широко. Как я узнал позднее, нечто подобное было создано художником В.Д.Поленовым в своем чудном деревенском уголке под Тарусой. Но если Поленов имел в виду создать театр для народа силами самих крестьян, на основе их самодеятельности, то в Волочанове получился театр более профессиональный, чем любитель­ский, и вопрос о крестьянской самодеятельности там никогда не возникал. Еще зимой в Петербурге была сформирована труппа почти целиком из актеров-профессионалов. Они ехали в Волочаново играть за определенное денежное вознаграждение, имея сверх того бесплатное жилище и стол. Кроме того, в труппу входило и несколько любителей, игравших на сцене ради собственного удовольствия, и, конечно, никакой зарплаты не получавшие.

Во главе труппы, приехавшей или, вернее, нагрянувшей весной 1900 года в Волочаново из Петербурга, стоял ее "худрук" и режиссер - Кремлевский. Это был стопроцентный провинциальный каботин, лицедей и, как антипод Лира: "Хам с головы до ног". Он требовал писать его имя на афишах - "фон Кремлевский". Играл он плохо, но с апломбом, и только под суфлера, которым у нас служила его несчастная жена, и если она недостаточно громко ему "подавала", сидя в суфлерской будке, то он, ничуть не смущаясь, тыкал ей ногой в лицо. Какой злодей мог рекомендовать матери такого подлеца в труппу - не знаю, и не понимаю, почему его не выгнали вон. Наверно из-за его двух маленьких детей, вечно голодных и оборванных, вызывавших общее сочувствие. Кремлевский бил свою жену и дома, и за кулисами - "походя". Таков был "герой", премьер труппы.

Конечно, лучшим актером нашего театра был П.П.Гайдебуров, тогда еще начинающий артист. Молодой, простой и скромный человек. Через тридцать пять лет я встретился с ним в Москве. Он был тогда уже "народным". Я напомнил ему о Волочанове, и он очень тепло вспоминал его. Я хорошо запом­нил его в роли пастора в "Родине" Зудермана».

Самое интересное, что в официально опубликованной в сети Интернет биографии П.П.Гайдебурова, период его участия в 1900 г. театре С.К.Римской-Корсаковой в с. Волочаново, вообще не упоминается, как будто, кто-то не посчитал этот период значимым для актера. Но факт остается фактом, и сопоставляя обстоятельства жизни того времени П.П.Гайдебурова, такие как факт его исключения из университета в 1899 г. за участие в студенческих выступлениях и естественное желание уйти из под «негласного надзора полиции», становится понятным желание и возможность заняться любимым делом некоторое время вдали от Санкт-Петербурга.

Потом в актерской биографии П.П.Гайдебурова будет очень и очень много ролей значимых и серьезных, будет общественное признание его заслуг перед страной в виде почетного звания и самой высокой в то время оценки труда – Сталинской премии, но это будет потом.

А тогда в 1900 году в селе Волочаново произошло рождение великого актера, произошел переход от его любительского участия в театре к профессиональной сцене.

Было бы большим неуважением с нашей стороны не привести роли в театре и кино, сыгранные П.П.Гайдебуровым:

-в театрах Гайдебуров много ставил, играл в собственных спектаклях и работах других режиссёров: Тартюф ("Тартюф" Мольера, режиссёр А.Брянцев), Гамлет ("Гамлет" У.Шекспира, режиссёр А.Таиров), Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова, режиссёр Таиров), Яго ("Отелло" Шекспира, режиссёр А.Зонов) и др. Мерчбенкс, Пастор ("Кандида" Б.Шоу, режиссёр Зонов), Подколесин ("Женитьба" Гоголя, режиссёр Брянцев) и др. В 1929–1932 гг. Гайдебуров и Скарская представляли театрализованные эстрадные композиции по литературным произведениям: "Хозе Наварро" П.Мериме, "Мать" Горького, "Беглец" К.Витфогеля, "Гамлет" (монолог) Шекспира, "Бетховен" (отрывки) Жижмора, "Женитьба Бальзаминова" Островского (режиссура Скарской, исполнитель всей программы Гайдебуров). С 1933 г. – руководитель Колхозно-совхозного передвижного театра имени Леноблисполкома, где поставил "Ревизора" Гоголя (1934), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (совм. с Скарской, 1943), "Шестеро любимых" А.Арбузова (1935), "Власть тьмы" Л.Н.Толстого (1936), "Платон Кречет" А.Корнейчука (1936), " Борис Годунов" Пушкина (1937), "Недоросль Фонвизина" (1938) и др.

-работал в Малом драматическом театре (поставил "Сын народа" Ю.Германа, 1939), в Большом драматическом театре (поставил "Вишнёвый сад" Чехова, 1940), в Ленинградском театре драмы и комедии ("Уриэль Акоста" К.Гуцкова, 1941, режиссёр; роль – Акоста), в Государственном театре русской драмы Карело-Финской ССР (постановки: "Профессор Мамлок" Фр.Вольфа, роль – Мамлок, 1941; "Парень из нашего города" К.Симонова, 1942; "Царь Фёдор Иоаннович" А.К.Толстого, роль – Фёдор, 1942; "Русские люди" Симонова, 1942, и др.), в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г.Волкова: Брусилов ("Генерал Брусилов" И.Сельвинского, режиссёр И.Ростовцев, 1943), Хлестаков ("Ревизор" Гоголя, режиссёр Ростовцев, 1944), поставил "Нашествие" Л.М.Леонова (1943)

-в 1944–50 гг. – актёр московского Камерного театра: Нахимов ("Адмирал Нахимов" И.Луковского, режиссёр А.Таиров, 1944), Шмага ("Без вины виноватые" Островского, режиссёр Таиров, Л.Лукьянов, 1945), Инспектор Гуль ("Он пришёл" Д.Пристли, режиссёр Таиров, Лукьянов, 1945), Сосновский ("Верные сердца" О.Берггольц, режиссёр Таиров, 1945), Старик ("Старик" Горького, режиссёр Таиров, Лукьянов, 1946), Мийлас ("Жизнь в цитадели" А.Якобсона, режиссёр Таиров, Лукьянов, Сухоцкая, 1947), Оболенский ("Актёры" А.Васильева, Л.Эльстона, режиссёр Таиров, 1949). В 1950–54 гг. ставил и играл в Крымском областном драматическом театре им. М.Горького (Симферополь), в том числе "Старик" Горького (роль – Старик; Сталинская премия, 1952), в Передвижном театре Министерства морского и речного флота (Москва), в Центральном театре транспорта (Москва), в Московском гастрольном драматическом театре. С 1954 г. работал в Театре им. Евг.Вахтангова: Сорин ("Чайка" Чехова, режиссёр Б.Захава), Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Шекспира, режиссёр И.Раппопорт, работа не была завершена).

-снимался в кино: Кулигин ("Гроза", режиссёр В.Петров), Старик-осетин ("Друзья", режиссёр Л.Арнштам), Лорд Раглан ("Адмирал Нахимов", режиссёр В.Пудовкин), Доктор Белов ("Поезд милосердия", режиссёр В.Граник, Т.Родионова, фильм на экраны не вышел), Пашкевич ("Мичурин", режиссёр А.Довженко), Роджерс ("Секретная миссия", режиссёр М.Ромм).

-1925–27 гг. Гайдебуров руководил учебной мастерской Ленинградского института сценических искусств (ЛИСИ). Выступал также как поэт и переводчик.

Библиография:

Энциклопедия "Кругосвет"
Фотографии из энциклопедии "Кругосвет"и из архива автора.

Римский-Корсаков А.А. Воспоминания.

История деревни Волочаново



 
По теме
АО «Мострансавто» совместно с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области объявляет конкурс среди жителей региона на лучший дизайн транспортной карты «Стрелка», посвященный Году семьи.
Семья Трофан из Щелково, в которой недавно родился восьмой ребенок, решила проблемы с жильем благодаря подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий многодетных семей» государственной программы региона «Жилище».
Основание проведения торгов — постановления СП УФССП по МО. Организатор торгов (Продавец) — ООО «Меридиан», действует на основании ГК № 100095304123100025 от 24.11.2023 г. Место приема заявок:
Девелопер жилого комплекса «Измайловский лес» компания ПИК продолжает возводить новое дошкольное учреждение в рамках комплексного развития территории за счет внебюджетных источников финансирования.
Утром в пятницу на дорогах Подмосковья довольно свободно, загруженность оценивается в три балла, сообщила пресс-служба министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
"Крокус Сити Холл" 22.03.2024: скорбим со всей страной - Бронницкие новости Вечером 22 марта броничане, как и другие жители нашей страны, узнали о чудовищном по своей жесткости теракте в Красногорском «Крокус Сити Холле», унёсшем жизни многих десятков людей.
Бронницкие новости
Памятка обеспечения пожарной безопасности - Павлово-Посадский район В связи с наступлением пожароопасного периода просим Вас уделить особое внимание соблюдению правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред.
Павлово-Посадский район
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
В Московскую областную детскую клиническую травматолого-ортопедическую больницу (МОДКТОБ) бригадой скорой помощи был доставлен 5-летний мальчик с сильными болями в области бедра.
MosRegToday.Ru
Рузские медики — бойцам СВО - РузаРИА Сотрудники Рузской больницы продолжают отправлять гуманитарную помощь в зону проведения специальной военной операции.
РузаРИА
ПЕВЕЦ МАЛОЙ РОДИНЫ - Газета Видновские Вести Любители поэзии хорошо знают, что певец природы Подмосковья Евгений Зубов, которого часто называют Есениным Видновского края, родился 26 марта 1942 года, жил в дер.
Газета Видновские Вести