В подмосковном Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С.Пушкина в Больших Вяземах заканчивается выставка « Сказки и басни в иллюстрациях русских художников»



В подмосковном Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С.Пушкина в Больших Вяземах заканчивается   выставка «Сказки и басни в иллюстрациях русских художников».

 

 У  какого ребенка   не было книги с фольклорными «остроконечными» илллюстрациями  Билибина , или украшенной сказочными орнаментами и надписями непревзойденного Васнецова ,  или книги со  сверкающе-оптимистичными иллюстрациями Каневец? Кажется, глядя на эти иллюстрации, невозможно не заинтересовать собственных отпрысков содержанием любимых  с детства произведений.


             Тем более что в пространстве усадьбы Голицыных выставка иллюстраций оказалась как нельзя более уместна.   Пушкин, проживая неподалеку в захаровской усадьбе  вместе с няней и бабушкой,   приезжал сюда на могилу младшего брата Николая , а по  церковным праздникам на службу в Преображенскую церковь. Здесь же  он мог пользоваться находящейся в самом дворце обширной русской и иностранной библиотекой. Сегодня  на лестничной площадке Гостевого флигеля голицынского дворца и в фойе самого  выставочного зала  расположены радующие глаз выдумкой, удивительным мастерством , свежестью восприятия пушкинского текста  работы ребят — победителей и участников 1Х международного конкурса «Пушкин глазами детей».

           


            Нельзя не сказать, что  Пушкин не любил иллюстрации к собственным произведениям (исключение составлял сделанный по эскизу  А.Н.Оленина фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила). И по этой причине   даже отказывался от них. Однако  нельзя не согласиться с Геронимусом, что «ни один из экспонатов этой выставки не оставляет равнодушным. И несмотря на присутствующий в работах эстетический изыск, они доступны всем».


            Каждая из увиденных на выставке серий воспринимается как законченный сценарий . Рядом с изысканным «театром  теней»-  художественных силуэтов Константина Изенберга к «Руслану и Людмиле» -  ряд иллюстраций А. Кучеренко к «Сказке о рыбаке и рыбке», в которых легко угадывается религиозный подтекст. Мысль о быстротечности жизни  возникает даже при беглом взгляде  на ряд известных работ Васнецова  к «Песнe о вещем Олеге»,  сделанных для трехтомного издания сочинений Пушкина к столетию со дня рождения поэта. Несколько напоминающие внешне привлекательных героев исторической мелодрамы дружинники   в последней иллюстрации«Тризна по Олегу»  превращаются в утративших самообладание  дряхлых стариков, дни которых сочтены. Рядом в витрине волощение детской мечты— яркий и праздничный макет Василия Тиморева к басням Крылова, где разодетыe в пух и прах дамы и франты с удивлением и восхищением рассматривают вооруженную очками мартышку . А с находящейся на следующем стенде иллюстрацией «Кот и повар» ( ни дать ни взять сцена из бытовой комедии) многие поколения читателей связывают свое представление о бессмертной басне Крылова.Гораздо менее тиражировались исполненные тушью  летучие рисунки Натана Альтмана. Что ни иллюстрация - то поражающая  точностью и оригинальностью «ироничных » деталей философская притча. Непривычен и облик  знакомых персонажей: скорбный вид сгибающейся под тяжестью собственной участи и моральных сентенций  стрекозы;  чинно сидящей  в домашнем халате  ( «Мартышка и очки») и неистово размахивающей дирижерской палочкой в приступе вдохновения  ( «Квартет») мартышки. Буйство красок и форм завораживает прямо при входе в зал: на противоположной стене посетитель может увидеть помещенные в затейливые, богато орнаментированные рамки иллюстрации Антона Кандаурова. Нетрудно заметить,  как   шутливые колоритные «жанровые»иллюстрации к «Коньку-горбунку»  Алексея Афанасьева уступают место откровенно гиперболизированным изображениям   Евгения Соколова,  а  на смену прeдназначенной для волшебного фонаря  серии «Руслана и Людмилы» Ральфа Штейна приходят авангардные  яркие  формы русского лубка  «Сказки о золотом петушке» художницы-Юлии Оболенской.  Интересно наблюдать,  как фантастические и фольклорные мотивы Билибина  и Рерберга  набирают новую силу  в творчестве Алексея  Лаптева.


            Отрадно было видеть в одной из витрин великолепно переизданную   «Белым городом» книгу , где на титульном листе значилось : “Рисовал Билибин» или изданную в Женеве в 2000г. книгу «Руслан и Людмила»с иллюстрациями Владимира Изенберга. А дающие представление о графике будущего  замечательные работы детей ( в частности Анны Жарковой «Письмо Татьяны»или «Там чудеса, там Леший бродит» восьмилетнего Вадима Иванина), являются лучшим опровержением мнения  директора Государственного литературного музея , известного критика  и проректора РГГУ Дмитрия Бака о том, что «книга в скором времени уйдет как престижный факт нашего быта и останется лишь как живая драгоценность».




Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Волшебное слово "Театр" - ЦБС г. Подольска Наряду с литературой, театральное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания ребёнка.
ЦБС г. Подольска
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа На очередном заседании православного клуба «Беседа», которое состоялось 28 марта, обсудили одну из учительных книг Ветхого Завета – «Книга Иова».
ЦБ Наро-Фоминского городского округа