ЖИЛ-БЫЛ КАДЕТ...
Не так уж много дошло до нас опубликованных свидетельств о жизни нашего города в период между февралем и октябрем 1917-го. И тем более - в центральной печати. Поэтому каждое такое свидетельство очень ценно.
В начале сентября 1917 года публицист, сотрудник столичной газеты "Русская воля" (издавалась партией конституционных демократов, или "кадетов") М. О. Белоросс в очерке "У стен Троицы" рассказал, как он искал духовную опору в Сергиевском Посаде. Автор имел очень тесные связи с городом, но слова его безрадостны, а выводы экстравагантны.
Итак, Сергиевский Посад показался ему грязным и наполненным расхристанными солдатами, которые забыли свой долг - умирать за победу, без которой нет свободы. Но это уже не бравые бородачи из 29-го стрелкового полка. Он расформирован как "деморализованный" по приказу нового начальника Московского военного округа, эсера Константина Рябцева. Местных распустили по домам, а "здоровую" часть услали на Украину. Зато появились Электрокурсы с курсантами-эсерами и "нижними чинами" - большевиками, и всевозможные "конные запасы" различных воинских частей. Автор ужасается: солдаты еще и пьяны, хотя в стране с августа 1914 года "сухой закон", и Временное правительство, выпустившее из тюрем не только "узников совести", но и уголовников, его не отменило.
Обыватели, в первую очередь, торговки на рынке, пугают друг друга "германцем" - еще идет Первая мировая война. Город в условиях дороговизны, и никто не собирается ради христианской любви к ближнему сбросить цену на продукты питания хоть на копейку.
В Лавре вырос бурьян. В театре - о ужас! - фривольные водевили Тэффи.
Вывод странный: все потому, что местные кустари Бога забыли и деревянные кресты на продажу вырезают плохо, а вот дятлов и прочую игрушечную дребедень - прилежно и со тщанием. В общем, низвержение устоев.
Вскоре грянул новый приступ "великих потрясений", вошедший в историю позднее как Великая Октябрьская социалистическая революция, а в те дни воспринятый как очередная разборка между самими революционерами. В феврале 1918-го властями была закрыта газета "Русская воля". В августе - в Сергиевском Посаде окончательно установилась Советская власть путем разгона небольшевистского Совета. Появилась местная газета "Трудовая неделя".
И вот на ее страницах, в номере от 1 января 1919 года, неожиданно появилось имя уже известного нам М. О. Белоросса. Называлась она "Встреча Нового года трудящимися". О чем в ней шла речь? "В первый раз у нас в России вообще, а в Сергиевом Посаде в частности, трудящиеся всех профессий, как интеллигентного, так и простого труда в дружной семье без различия социального положения встречают Новый год".
Интересно, что в этом же номере оказались опубликованы раздумья архитектора Фиолетова о том, как можно хорошо поработать свободному творческому гению, к которым и Белоросс, и Фиолетов относили себя, над захудалым городишкой в условиях братства всех трудящихся. Другое дело, как на них смотрели люди, считавшие себя выразителями интересов трудящихся?
Более на страницах местной печати
М. Белоросса мне найти не удалось. Но не будем делать преждевременных печальных выводов, это был скорее всего псевдоним. А вот кто за ним скрывался - уже намного интереснее, чем благие мечтания января 1919 года!
Александр ЛУНЕВСКИЙ
Источник: Агентство Новостей Подмосковья
15.11.2010 18:39