Заслуженная артистка России Татьяна ФИЛИМОНОВА: Только то искусство настоящее, которое связано с памятью народной

Известная исполнительница цыганских романсов и русских народных песен Татьяна Филимонова пленяет публику не только неповторимым голосом и благородной манерой исполнения, но и уникальным репертуаром, который она постоянно обогащает с неутомимой пытливостью исследователя и хранителя народной традиции в песенном искусстве. Прекрасные вокальные и сценические данные в сочетании с умелым владением пластикой цыганского танца обеспечивают ей неизменный успех на эстраде. Певица изменила представления публики о цыганском вокальном искусстве.

Её известность давно перешагнула границы родной страны. Достаточно сказать, что в начале своей эстрадной карьеры, только поступив на работу в «Москонцерт», она была приглашена народным артистом СССР Иосифом Тумановым, известным постановщиком массовых народных зрелищ, в составе творческой группы в грандиозную поездку в Париж участвовать в гала-концерте, посвящённом  60-летию советской власти и представлявшем лучшие образцы искусства Советского Союза. А через год, в 1978-м, в составе делегации представляла нашу страну на XI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Гаване. Потом с гастролями объехала чуть ли не весь мир, и везде её талант вызывал восхищение ценителей музыкального фольклора. Её концерты и сегодня, несмотря на то что народное искусство у нас теперь «не в формате», заканчиваются долгими восторженными овациями публики, где бы она ни выступала - в Концертном зале имени П.И. Чайковского, в Московском международном Доме музыки, в Доме учёных или в подмосковном Домодедово.

- Татьяна Петровна, давайте начнём беседу с главного в вашем творчестве. Вы с гордостью подчёркиваете, что поёте репертуар соколовских цыган.

- Лет 20 назад у меня стала болеть душа за то, что наше русско-цыганское творчество идёт в тупик, исполняются одни и те же хиты и как-то всё упрощается, утрачивается профессиональная цыганская исполнительская традиция. А ведь русские классики XIX века - Пушкин, Глинка, Лев Толстой, Гурилёв, Варламов, Аполлон Григорьев и другие - любили цыганское искусство и много писали на цыганскую тему. То, что пели тогда цыгане, восхищало их и подвигло на создание бессмертных шедевров. А что они пели?

Я начала «копать» репертуар Соколовского хора, который появился в Москве в 1774 году. Он  состоял из цыган-музыкантов, купленных фаворитом Екатерины II графом Орловым-Чесменским на базаре в Кишинёве. Орлов привёз хор в Москву, приписал к своему поместью и эту невидаль показал императрице - сразу наверх, в аристократические покои: уж очень хорошо они пели. Элита не знала цыганского языка, поэтому хор пел русские народные песни. Пел так, что у русских кровь закипала.

Сначала хор возглавлял Иван Трофимович Соколов, а с 1807 года - его племянник Илья Осипович Соколов. Под его руководством коллектив достиг вершин славы и популярности. Илья дал русским песням транскрипцию, положил на ноты. Много русских народных песен было спасено от забвения этим цыганским хором. Пушкин писал об Илье Соколове: «Так старый хрыч, цыган Илья, глядит на удаль плясовую да чешет голову седую, под лад плечами шевеля». Пушкин, приезжая в Москву, обожал слушать (как правило, вместе с Нащокиным) Соколовский хор и его примадонну - свою любимицу Таню Демьянову. А до неё несравненной исполнительницей российских песен была легендарная солистка хора Степанида Солдатова. Слава о Соколовском хоре шла по всей России и Европе. Поговорка «в Москву за песнями» означала приехать слушать Соколовский хор. Знаменитая итальянская оперная певица Анджелика Каталани, услышав пение Тани, растрогалась так, что сняла со своих плеч подаренную ей Папой Римским шаль и отдала цыганской примадонне. Наполеон хотел, чтобы Соколовский хор пел ему в первый же вечер после взятия Москвы. Но половина цыган ушли в ополчение, половина - под Ярославль петь в лазаретах раненым русским солдатам. За этот патриотический порыв Орлов дал им вольную. Соколовский хор влюбил в цыган русский народ.

По мере изысканий у меня накопился огромный репертуар Соколовского хора. Позже я пополнила свою копилку потрясающими произведениями из фолиантов, которые издал артист театра «Ромэн» Анатолий Титов. Я думаю так: если сегодня современной эстраде нечего петь, то надо возвращаться к своим истокам. Поэтому пропагандирую Соколовский хор и его репертуар. Вместе с государственным академическим оркестром народных инструментов «Русские узоры», которым руководит народный артист России Владимир Зозуля, мы подготовили несколько концертных программ из этого репертуара.

- «Соколовский хор у «Яра» был когда-то знаменит, соколовская гитара до сих пор в ушах звенит…», но вы, Татьяна Петровна, поёте не под цыганскую гитару, а под аккомпанемент «Русских узоров»…

- И в этом нет противоречия народной традиции. Цыгане, где осядут, привносят своё в национальную культуру коренного народа и берут от неё. На этом взаимопроникновении, слиянии выросли три феномена: испанская, венгерская и русская цыганские культуры. И самое красивое произошло у цыган в России с Соколовским хором. Жгучий темперамент, цыганская страсть слились с основательностью, размеренностью национальной музыкальной русской культуры.

Цыгане сохранили, спасли много русских народных песен, в романсном исполнительстве достигли высочайшего мастерства. «Невечерняя» - русская народная песня, а называется цыганской. Романсы сочиняли русские поэты и композиторы, а в цыганском исполнении они приобретали необыкновенную огранку и стали считаться цыганскими романсами. В Париже я слушала знаменитых цыган Валю и Алёшу Димитриевичей - эмигрантов первой волны, покинувших Россию детьми вместе со своим семейным кланом. Они влюбили парижан в цыганский репертуар, но французы считают, что это русские песни. От Димитриевичей я услышала песню «Москва златоглавая» и первая начала исполнять её в Колонном зале. Но не обкабаченную, обрестораненную, а так, как она исполнялась на самом деле, - с горечью исхода русских людей из России после революции. До этого она была запрещена в нашей стране.

- Вы   настоящая цыганка?

- Я выросла не в таборе. Моя мама говорила о себе: «Мы наповал обрусевшие цыгане». Дед – цыган, работал кузнецом на Дальнем Востоке в Уссурийске, куда их сгоняли основывать колхозы. Отец мой - русский, участник Великой Отечественной войны, военнослужащий. Женившись на матери, он переделал ей документы, иначе за брак с цыганкой ему грозили бы большие неприятности по службе. Мы жили в военном городке в Новосибирске. Однажды, в три годика, я потерялась. Солдат в полночь подняли по тревоге на поиски. Нашли меня в казарме. Там стоит хохот, никто не спит, все сгрудились в кружок, один солдат на гармошке играет, а Танька маленькая пляшет. В первом классе я выигрывала все смотры художественной самодеятельности, пела и танцевала. Учительница Клавдия Гавриловна, видя, что родителям мною заниматься некогда - я была у мамы старшей из пятерых детей, а папа много работал, - взяла меня за руку и отвела во Дворец пионеров рядом с Оперным театром, устроила в школу классического танца. Я танцевала на пуантах и мечтала поступить в хореографическое училище. Но отца перевели в Кемерово, а там заниматься хореографией было негде. В новой школе учительница попросила меня выступить на школьном празднике. Я станцевала «Венгерский танец» Брамса в классической технике, школьники меня обсмеяли. На своей артистической карьере я поставила жирный крест. Поступила в педагогический, стала учителем химии и биологии. Но в школе - а с тех пор я живу в Подмосковье, в Горках Ленинских, - поработала очень недолго, судьба всё-таки привела на сцену. Меня попросили выручить в летний сезон один цыганский ансамбль, а осенью возвращаться в школу я уже не захотела.

В Советском Союзе работало около 40 крупных профессиональных цыганских ансамблей, это была хорошая школа самобытного творчества. Сейчас единственный из цыганских коллективов, кто ещё держится на плаву, это театр «Ромэн». Последние 20 лет я плотно работаю с замечательным виртуозным оркестром «Русские узоры». Оркестр не просто аккомпанирует, но ещё и подпевает мне по-цыгански профессионально. Цыганская песня многолика, исполнять её очень сложно, тем не менее музыканты с большим интересом участвуют в подпеве и уже записали диски, где вокальная группа оркестра - Ирина Буянова, Ирина Латынина, Ирина Пронина, Сергей Мишин, Александр Савельев, Владимир Вершинин - проявила себя таким цыганским хором.

- Татьяна Петровна, вы сами организуете свои концерты, значит, вам приходится быть ещё и менеджером-продюсером?

- Русскому народному и классическому искусству в наше время очень трудно пробиться к публике. Вот пример. Прихожу в Государственный музей А.С. Пушкина на Пречистенке, предлагаю: давайте сделаем роскошное выступление в день рождения гения «Едут к Пушкину цыгане». На меня смотрят равнодушные, холодные глаза: платите 60 тысяч, продавайте билеты и пойте. В Сергиевом Посаде мне заявили: здесь цыганщины не надо, здесь Лавра! Объясняю им: это русская классическая музыкальная программа. А когда мы всё-таки пробились к зрителям, какой фурор произвёл концерт, как горячо нас принимали! Народ уже устал от той пошлости, грязи, которая льётся на зрителей. Но она - «формат», который, увы, сегодня господствует на сцене и на экране, а мы с Пушкиным оказались не в «формате».

Что творится сейчас на эстраде - это боль моя сердечная. Мне детей жалко - на чём они растут и что из них будет? Особые претензии у меня к чиновникам по культуре, которые включают в «формат» только шоу-бизнес. Но шоу-бизнес - это не культура, а развлечение, приносящее большие деньги. Нам насильно прививают чужеродное, американщину в худшем её варианте. Вы послушайте национальную русскую песню, народную музыку в хорошем исполнении - она разбередит, очистит и возвысит душу, проймёт так, что вы ощутите, как подземными токами вас питает святая наша земля, вы почувствуете духовную связь поколений, связь с историей своей Родины. Только то искусство настоящее, которое связано с памятью народной, с родной землёй.

Беседу вела Лидия КУДИНОВА

Фото из архива Татьяны ФИЛИМОНОВОЙ


Пушкинские Горки
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
В рамках Всероссийской акции «С Новым годом, ветеран!» люберецкие депутаты поздравили проживающих в нашем городском округе фронтовиков с главными новогодними праздниками.
Показ состоялся в ДК Текстильщиков. Зрители восторженно отнеслись к новведениям и горячо благодарили режиссера и актеров за возобновление спектаклей Владимир Владимирович Певцов Источник:
Его экспонаты не сравнимы с коллекциями минералогического музея имени Ферсмана, и до значимости Государственного геологического музея имени Вернадского ему далеко, но местные жители гордятся своим маленьким музеем.
Прокуратура Московской области организовала проверку по информации федерального телеканала о нарушении жилищных прав граждан, в том числе 96 летней женщины - ветерана Великой Отечественной войны.
Люберецкая прокуратура_876х572.jpg - Люберецкая панорама ЛЮБЕРЦЫ. 24 января. INLUBERTSY.RU - В г.о. Люберцы Московской области прокуратура направила в суд уголовное дело в отношении мужчины обвиняемого в покушении на незаконный сбыт наркотических средств,
Люберецкая панорама
Каникулы пожарных - Городской ритм   1 января в 21:33 в Главное управление МЧС России по Москве поступило обращение о пожаре.
Городской ритм
ylee2ng2m.jpg - Газета Маяк Более 47 тысяч жителей Пушкинского городского округа прошли исследование на ВИЧ-инфекцию в 2020 году, говорится в сообщении пресс-службы министерства здравоохранения Московской области.
Газета Маяк
В рамках Всероссийской акции «С Новым годом, ветеран!» люберецкие депутаты поздравили проживающих в нашем городском округе фронтовиков с главными новогодними праздниками.
Люберецкая газета