Клим Шипенко: Многие из нас живут в жанре романтической комедии

Клим Шипенко: Многие из нас живут в жанре романтической комедии - https://radio1.news/
Клим Шипенко: Многие из нас живут в жанре романтической комедии - https://radio1.news/
Клим Шипенко: Многие из нас живут в жанре романтической комедии - https://radio1.news/
Клим Шипенко: Многие из нас живут в жанре романтической комедии - https://radio1.news/
Клим Шипенко: Многие из нас живут в жанре романтической комедии - https://radio1.news/
Клим Шипенко: Многие из нас живут в жанре романтической комедии - https://radio1.news/
Клим Шипенко: Многие из нас живут в жанре романтической комедии - https://radio1.news/
Фото: radio1.news
©   Елена Киселёва

15 февраля гостем прямого эфира программы «Синемания. Высшая лига» на «Радио 1» стал Клим Шипенко , режиссёр, сценарист и продюсер, двукратный лауреат премии «Золотой орёл» за «Лучший игровой фильм» («Салют-7» и «Текст»). В начале февраля стало известно, что его картину «Холоп» признали самой кассовой за всю новейшую историю отечественных киносборов. А на этой неделе в прессе появились сообщения о том, что Шипенко заключил трёхлетний эксклюзивный контракт с компанией Yellow, Black and White. В интервью Давиду Шнейдерову и Виктории Малюковой гость студии рассказал о том, как ему удаётся сочетать в себе художника и бизнесмена и почему он так любит снимать романтические комедии.

- Клим, что для вас важнее – получить «Золотого орла» или поставить рекорд в прокате?

- Это разные степени признания. На мой взгляд, зрительская любовь важнее, потому что достаётся ценнее. В первую очередь, я делаю кино для зрителя. Я хочу, чтобы он получал разные эмоции, испытывал радость. В случае с «Холопом» именно так и получилось. Люди уходили из кинозалов с частичкой счастья.

- Вы больше художник или бизнесмен?

- Сейчас я пытаюсь совмещать в себе этих двух людей, хотя изначально осваивал кинобизнес. Они оба сидят во мне и хорошо дополняют друг друга, я же близнец по гороскопу. Работа в арт-мейнстрим жанре предполагает нацеленность на массового зрителя. Но иногда у меня получается пронести туда интересные, не такие уж и примитивные, а скорее – контрабандные, творческие решения.

- Правда ли, что вы стали первым российским режиссёром, который будет получать так называемые роялти – процент с проката своих фильмов?

- Отвечу так – то, что вы озвучиваете, лишь догадки и личное мнение других людей. И если вам скажут, что я – долларовый миллионер, не верьте. Это не так.

- Вы несколько лет обучались в США. Известно, что там между режиссёром и продюсером заключается договор, согласно которому право на окончательный монтаж ( final cut ) принадлежит именно продюсеру. В случае в вашим новым контрактом с компанией YBW кто будет решать, чьё это право?

- По договору – право у продюсеров. А по тому, как происходило, например, с «Текстом», решал я. Но надо понимать, что это необычная картина. Никто не представлял, что в итоге должно получиться. Многие моменты обсуждались, но в итоге продюсеры доверились моему чутью.

С «Холопом» ситуация была немного иной. Он оказался более понятным. Плюс, комедия – профильный жанр продюсеров YBW. Они разбираются в юморе, в связанных с этим тонкостями, поэтому они активно высказывали своё мнение на заданную тему. Но по большому счёту финальная, монтажная версия тоже моя.

- Существует ли у этих фильмов режиссёрская версия монтажа?

- То, что вы могли видеть в «Тексте», и есть эта самая версия. Весь тот хронометраж в 132 минуты. Я объяснял продюсерам, почему должно быть именно столько – ни больше, ни меньше. Думаю, отчасти поэтому у нас с YBW получилось заключать соглашение, о котором сейчас пишут в прессе. У нас доверительные отношения. Поэтому сотрудничество продолжается, но уже на эксклюзивной основе.

- Давайте обратимся к классическим советским комедиям. В них всегда есть ярко выраженные отрицательные и положительные герои. «Бриллиантовая рука» – Никулин против Папанова и Миронова, «Кавказская пленница» – Шурик против героев Этуша и Мкртчяна. Где в «Холопе» конфликт? Кто там отрицательный герой?

- Изначально отрицательным персонажем оказывается главный герой Гриша. При этом понятно, что в конце он переметнётся на противоположную сторону. Сначала парень спорит с окружающим его обществом, потом с атмосферой, в которой оказывается. В этом суть конфликта, в пути и преодолении.

- Расскажите, чему вас научили в Америке, чему не учат в России?

- Мне часто задают этот вопрос, и я продолжаю на него отвечать примерно одинаково только по одной причине – я не учился здесь. Поэтому мне не с чем сравнить.

- Но в работе вы постоянно сталкиваетесь с российскими продюсерами, вы знакомы с творчеством российских режиссёров. Неужели не чувствуете чего-то очевидного?

- Я не знаю, как их учили, что им преподавали и как объясняли режиссуру и теорию кино. Поэтому повторюсь – сравнивать сложно.

- А вы бы хотели преподавать в России?

- Мне регулярно это предлагают. Но есть несколько причин, по которым я не готов на это согласиться. Сильная загруженность, плотный съёмочный график. Ещё я ответственный человек. Не смогу взвалить на себя тот факт, что люди придут получать знания, а я их разочарую. Заранее понимаю, что не дам того объёма информации, к которому они стремятся.

- Чем, на ваш взгляд, американское кино очевидно превосходит российское?

- Бюджетами.

- А кроме этого?

- В этом плане я не тешу себя иллюзиями. В Штатах точно так же есть и плохое кино. Просто там объёмы производства выше. Плюс, они со всего мира собирают лучших специалистов, которые в работе демонстрируют высочайший профессионализм и качество.

- Вам поступали подобные предложения?

- Я веду переговоры. У меня есть менеджер и агент в Лос-Анджелесе, которые периодически присылают мне на читку сценарии. Но пока я не нашёл того материала, который хотел бы сделать. Несколько раз уже отказывался от предложений.

- Можете сказать, в чём заключается принципиально важное отличие американской киноиндустрии от всех остальных?

- Прежде всего это охват, у них он – мировой. Английский язык – универсальный международный инструмент. Ещё зрители, способы продвижения. Наверняка многие знают, что киноиндустрия – вторая статья национального дохода в США. Плюс у них есть институт звёзд. Брэд Питт везде Брэд Питт. А наши артисты в этом смысле находятся в замкнутом пространстве. Ну и опять же тот факт, что там собраны специалисты и профи со всего мира, и каждый занимается своим делом. К тому же, у них сильная система профсоюзов, всё разграничено.

- Почему вы вернулись из США?

- Я не понимал, что могу там написать и снять. Всё, что я так или иначе прожил и прочувствовал, показали в фильме «Красота по-американски». А у меня высказывания не было.

- Режиссуре можно научить, или это идёт свыше?

- Это ремесло, поэтому можно. Именно этому меня учили в Америке. Там прагматичный подход, и очень большой акцент идёт на то, что индустрия соревновательная, очень много конкуренции. Они так и говорят – мы научим ремеслу, чтоб вы знали, что делать, и всегда могли заработать копейку. Мы хотим, чтоб вы могли найти работу.

- У кого багаж знаний должен быть больше – у режиссёра или у продюсера?

- У второго. Продюсер – человек, который смотрит в будущее и предвидит. Режиссёр работает в моменте здесь и сейчас.

Клим Шипенко ©   Елена Киселёва Давид Шнейдеров ©   Елена Киселёва Виктория Малюкова ©   Елена Киселёва В студии «Радио 1» ©   Елена Киселёва Клим Шипенко, Виктория Малюкова и Давид Шнейдеров ©   Елена Киселёва В студии «Радио 1» ©   Елена Киселёва

- Вы один из немногих отечественных режиссёров, кто снимает чисто жанровое кино. Когда у нас пытаются снять жанровое кино, ото всюду лезет Достоевский. А как вы без него обходитесь?

- Мне кажется, в «Тексте» он присутствует.

- Но ведь нельзя сказать, что это чисто жанровое кино!

- Это, скорее, психологический триллер. Но, при этом, он для меня жанровый. Его можно бы сделать в более медленном авторском ключе. Изначально мы сняли 4,5 часа. И, кстати, я специально собираюсь в другом решении этот хронометраж представить публике. Это будут 5 серий, которые я специально перемонтирую. Это не будет то же самое, только длиннее. Всё по-новому. И при этом мы ничего не переснимали, что очень важно!

- Одной из составляющих частей фильма «Текст» является то, что люди очень много доверяют телефонам. Что для вас означает телефон?

- Мне сейчас страшнее всего его потерять. Это же новый страх в современном мире. Люди бояться потерять отнюдь не паспорт или ключи. Я очень много времени в телефоне провожу. Смотрю фильмы, читаю сценарии, прохожу мастер-классы, много работаю и совершенно не представляю, как эти затраты можно сократить или минимизировать.  

- Ну и ещё пару слов о «Тексте». Всё-таки почему именно Петров? Его настолько много в отечественных фильмах, что многие именно поэтому не хотели смотреть картину.

- Во-первых, его фактура и органика подошли на сто процентов. Во-вторых, я люблю вызовы.   Мне нравится показывать актёров под другим углом, отлично от того, как было раньше. Мне интересно менять их органику и делать с ними нечто новое. Саша был мне интересен, я принял этот челлендж.

- Что вам нравится снимать больше всего?

- Знаете, я немного завидую тем, кто с первой картины определился с направлением. Я же пробую себя, путешествую по жанрам. Единственное, что не очень люблю – ужастики. Конкретно – слэшеры, когда кровь заливает экран, и вокруг творится несуразица. Ещё откровенный сай-фай плохо идёт.

- Клим, правда ли, что следующим летом вы планируете снять комедию?

- Если точнее, я буду её продюсировать.

- Когда зрителям ждать выхода ленты на экраны и о чём она будет?

- Это будет романтическая комедия. Сценарий написала моя жена, Соня Карпунина.

Тут важно отметить, что есть разница между комедией и романтической комедией. Это немного разные жанры. В первом случае зритель должен смеяться, получать позитивные эмоции. Любовь там идёт, скорее, в качестве дополнения. Основной упор режиссёры делают на юмор и веселье. весёлость и юмор.

Если мы говорим о ромкомах, то главное тут – любовная линия, а желание улыбнуться, посмеяться может возникнуть несколько раз за фильм. Например, три.

- А что выбираете вы – ромком или обычную комедию?

- Я больше люблю жанр романтической комедии. Мне вообще кажется, что многие из нас живут в жанре ромкома. Нам часто хочется, чтобы в жизни были какие-то такие моменты, когда, как в кино, вдруг могла бы заиграть музыка. Или кто-то мог бы за кем-то побежать и попросить не улетать, не оставлять.

- У вас с вашей женой случилась подобная история, как и в любимых ромкомах?

- Ну, немножко другая, своя. Понимаете, мы же при создании фильмов так или иначе отталкиваемся от реальности, берём что-то из жизни. Дополняем какими-то художественными задумками, и получается сюжет для фильма. Так, например, было с комедией «Любит не любит». Что-то произошло в моей жизни, я взял это за основу и дальше развил сюжет фильма.

- А, например, с героями-мажорами, которые встречаются в «Тексте» и «Холопе», как? Это тоже взято из жизни?

- Я видел таких людей, когда был в примерно в таком же возрасте. Знал таких людей. Сам таким не был, мне кажется. Но эти парни мне точно не нравились.

- Вообще, что важнее в кино: драматургия, визуал или актёрское мастерство?

- Драма, в первую очередь. А дальше актёрское мастерство и визуал.

- Разве не продюсер должен возглавить список?

- Он, безусловно, важен, но всё остальное тоже имеет огромное значение.

- В Голливуде говорят: если ваш первый фильм провалится, вам больше ничего не светит. Ваши первые фильмы не имели большого коммерческого успеха. Голливуд не прав?

- В России это правило не работает. У нас часто фильм проваливается, а режиссёр получает ещё больше денег на следующую картину. У нас другая система.  Меньше кадров, режиссёров. Выбрать, к сожалению, не из чего.

- Вы могли предположить успех «Холопа»?

- Такой успех предположить нельзя. Когда мы узнали, что фильм выйдет под Новый год, прикинули, что, возможно, получим миллиард, плюс минус. Но на большее не рассчитывали.

- Вы согласились бы снять фильм по заказу?

- Я часто именно так и делаю. Например, «Холоп» снят по продюсерскому заказу. Обратились ко мне и сказали: вот сценарий, вот деньги, снимай!

- А согласиться, не читая сценарий? За большие деньги?

- Так – нет. Только реклама, там мне всё равно. Там нет моего титра.

- Как вы относитесь к продакт плэйсменту?  

- Когда это выпукло и навязчиво – отношусь плохо.

- Что бы вы больше хотели получить – статуэтку «Оскара» или Золотую пальмовую ветвь?

- Оскар!

- Т.е. вам ближе зрительское кино, нежели чем артхаусное? Почему?

- Я так устроен. Как начал со зрительского, так и продолжил. Например, какой-нибудь фильм про Джеймса Бонда для меня оказывается интереснее, чем вся каннская линейка вместе взятая. Имею ввиду – за какой-то один год. А артхаус я смотрю ради интереса и для расширения кругозора. Что-то перенимаю, но проецирую на своё зрительское кино.

- А что бы вы сказали в своей оскаровской речи?

- Что я благодарен всем – семье, стране, миру – за то, что дожил до этого момента!

Екатерина Тимошенко
 
По теме
Режиссёр самого кассового российского фильма «Холоп» станет гостем программы «Синемания. Высшая лига» - РТВ-Подмосковье © «РИА Новости» , Екатерина Чеснокова 15 февраля Клим Шипенко – режиссёр самого кассового в новейшей российской истории фильма «Холоп» (более 3 млрд.

14.02.2020
 
Мэр Коломны: Частичное снятие ограничений в Подмосковье помогло возобновить строительные рабо… #Коломна - KolomnaOnline.Ru 9 Частичное снятие ограничений в Подмосковье помогло возобновить строительные работы на всех социальных объектах, в том числе во Дворце культуры «Коломна».

29.05.2020
Музею органов ЗАГС Московской области – 2 года - Павлово-Посадские известия Два года назад, 24 мая 2018 года, в Лобненском отделе ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области состоялось торжественное открытие Музея истории органов ЗАГС Московской области,

29.05.2020
 
В условиях отсутствия уроков труда, домашние мастер-классы для детей могут стать спасительной альтернативой времяпровождению с гаджетами.

29.05.2020
 
Красногорцев приглашают на онлайн-выставку «Истоки России» - Красногорские вести Фотовыставка посвящена многовековой истории России. Воспитанники муниципального Центра духовной культуры подготовили необычную экспозицию творческих работ под названием «Истоки России».

29.05.2020
 
 
На 99-ом году ушла из жизни Почётный гражданин города Воскресенска, участник Великой Отечественной войны Анна Алексеевна Суслина.

29.05.2020
Сотрудники полиции в Серебряных Прудах раскрыли кражу металлических изделий - Серебряно-Прудский вестник В Дежурную часть ОМВД России по городскому округу Серебряные Пруды обратился с заявлением местный житель о том, что неизвестные похитили металлические изделия с его придомового участка.
Серебряно-Прудский вестник
29.05.2020
Поиск очевидцев ДТП - Газета Факт 5 батальон ДПС 2 полка ДПС (Южный) разыскивает очевидцев двух дорожно-транспортных происшествий, произошедших в мае на трассе «М-7 «Волга».
Газета Факт
29.05.2020
Спасатели помогли девушке-водителю, попавшей в серьезное ДТП на Ярославском шоссе, сообщается на странице Пушкинского территориального управления силами и средствами ГКУ МО «Мособлпожспас».
29.05.2020 Газета Маяк
Сегодня на территории Московской области до 21 часа прогнозируются сильные дожди в связи с выходом южного циклона.
29.05.2020 Газета Факт
Коронавирус унес жизнь еще одного истринца - Истринские ВСети За минувшие сутки заболевание подтвердилось у 14 жителей округа Об этом сообщила глава Истринского округа на своей странице в Instagram: «По последней официальной информации,
Истринские ВСети
29.05.2020
В своих аккаунтах в соцсетях глава Балашихи Сергей Юров сообщил об открытии парков городского округа.
29.05.2020 Газета Факт
Начальник Госадмтехнадзора Московской области Олег Баженов проинспектировал состояние территорий в н... - Госадмтехнадзор МО Карта маршрута инспектирования территорий населенных пунктов Одинцовского городского округа строилась исходя из красных зон обращений граждан, поступающих через Центр Управления Регионом.
Госадмтехнадзор МО
29.05.2020
МУЗЕЮ ОРГАНОВ ЗАГС МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ – ДВА ГОДА! - Химские новости Два года назад, 24 мая 2018 года, в Лобненском отделе ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области состоялось торжественное открытие Музея истории органов ЗАГС Московской области,
Химские новости
29.05.2020
Два года назад, 24 мая 2018 года, в Лобненском отделе ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области состоялось торжественное открытие Музея истории органов ЗАГС Московской области,
29.05.2020 Газета Родник
Два года назад, 24 мая 2018 года, в Лобненском отделе ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области состоялось торжественное открытие Музея истории органов ЗАГС Московской области,
29.05.2020 Шаховские вести
Школьники из Одинцово поздравили сотрудников Госавтоинспекции с Днем образования подразделений пропаганды БДД - Звенигородские ведомости Школьники из подмосковного Одинцово поздравили сотрудников Госавтоинспекции с Днем образования подразделений пропаганды безопасности дорожного движения.
Звенигородские ведомости
29.05.2020
Карта маршрута инспектирования территорий населенных пунктов Одинцовского городского округа строилась исходя из красных зон обращений граждан, поступающих через Центр Управления Регионом.
29.05.2020 Госадмтехнадзор МО
За минувшие сутки заболевание подтвердилось у 14 жителей округа Об этом сообщила глава Истринского округа на своей странице в Instagram: «По последней официальной информации,
29.05.2020 Истринские ВСети